- Завет
- употребляется в Ветхом Завете для обозначения заключения известных отношений между двумя сторонами, в смысле понятия союз, договор, иногда же в смысле слова закон. Так этим словом определяются союзы между народами (Исх. 32, 23; Втор. 7, 2 и др.) и отдельными лицами (Быт. 21, 22 - 32; I Цар. 18, 3 и др.) и даже между неодушевленными предметами, напр., камнями (Иов. 5, 23). Но особенное значение это слово принимает, как обозначение тех отношений между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях последнего по отношению к Нему (Быт. 9, 9; 15, 18 и др.; Исх. 19, 5; Вт. 4, 13 и др.). Этот завет был еще установлен в раю. По словам Сираха, Господь... завет вечный постави с ними (т. е. с первыми людьми) и судьбы своя показа им (17, 5 - 8, 10). Грехопадением человека З. был нарушен, но обетование о "семени жены" (Быт. 3, 15), которое сокрушит силу диавола и даст людям вечное блаженство, восстановило его, потому что, как вечный З., он не мог прекратиться. Этот З. распространялся на всех людей до потопа. З. Бога с Ноем распространялся тоже на всех людей. Но затем З. Бога с людьми суживается, так как Бог заключает его уже не со всеми людьми, а с избранным племенем (племя Сима), которое является носителем откровения и чрез которое возможно спасение других племен, и, наконец, с отдельным родом, происходящим от Авраама чрез Исаака (Быт. 17, 19) и от Исаака чрез Иакова (Быт. 28, 4). Эти лица чрез частые явления им Бога, избравшего их для Завета, утверждаются в истинном о Нем представлении. Завет Бога с избранными Им лицами распространяется и на весь народ, родоначальником которого они являются (Быт. 17, 7, 19), так что этот народ сохранит в себе благословение Бога и спасение для всех людей (Быт. 12, 3 и др.). Синайский З. Бога с потомками Авраама, Исаака и Иакова подтверждает, что Израиль должен быть "царством священников и народом святым" (Исх. 19, 6); ему предназначено основать на земле царство Божие. Ветхий Завет различается от Нового Завета периода, наступившего с принесением на землю спасения Господом нашим Иисусом Христом чрез воплощение Его и крестную смерть.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.